Сказать о Джулсе Холланде, что он известный пианист - значит, не сказать почти ничего. Холланд - шкатулка с секретом, матрешка, начиненная скрытыми сюрпризами. Таких приятных неожиданностей за душой у музыканта как минимум три. Во-первых, он действительно блестящий классический и эстрадный пианист, известный британским любителям музыки за чувственное, заразительное исполнение буги-вуги, джаза и ритм-н-блюза. Во-вторых, он популярнейший клавишник, сделавший себе имя в составе поп-группы Squeeze, широко известной в Англии 70-х - 80-х. Успешно проявив себя в коллективном творчестве, сделав сольную карьеру, он стал одним из самых востребованных аккомпаниаторов Великобритании, а затем и Соединенных Штатов, поделившись своими талантами, кажется, со всеми видными артистами, которые выходили на музыкальную орбиту с конца 70-х. А в-третьих, он еще и знаменитый шоумен и горячо любимый англичанами телеведущий. Обычному человеку для полного счастья хватило бы и одного пункта, а Джулс Холланд справляется за троих.
Джулиан Майлз Холланд (Julian Miles Holland) родился 24 января 1955 года в Лондоне. Удостовериться в его музыкальных способностях можно было невооруженным глазом. К восьми годам под руководством родного дяди Джулиан освоил азы буги-вуги и блюза. И хотя на его вокальных данных природа сэкономила, Джулиан не бросал занятий, прошел в музыкальной школе курс гармонии и теории музыки и уже в подростковом возрасте с большим энтузиазмом исполнял рок-н-ролльные номера. Его тонкий назальный дискант умело имитировал манеру пения кокни, обитателей лондонских трущоб. А на пианино он играл с завидным удальством. Так что вскоре смог зарабатывать, выступая в клубах и пабах южного Лондона.
В 1974 году тогда еще 15-летний Джулиан вместе с Крисом Диффордом (Chris Difford) и Гленном Тилбруком (Glenn Tilbrook) создал группу Squeeze, в которой ему доверили партии клавишных. С первым мини-диском "Packet оf Three" группа дебютировала в 1977 году, а через год опубликовала полноформатный альбом "Squeeze". Музыканты реализовали себя в стиле нью-вейв, и их начальные синглы "Take Me I'm Yours" и "Bang Bang" поднимались на первые строчки британских хит-парадов. Между тем Джулс Холланд не ограничивался ролью клавишника Squeeze, у него были и собственные амбиции. В 1978 году он записал сольный дебют "Boogie Woogie '78", включавший пять треков в стиле буги-вуги, ритм-н-блюз и джаз. Как аранжировщик и исполнитель Холланд добился намного более эффектного, творчески интересного результата, чем весь коллектив Squeeze, ориентированный, правда, на более приглаженную поп-музыку. Пианист остался в команде до 1980 года, приложившись к успеху новых хит-синглов группы, которые памятны именно рояльными соло.
Дружески распрощавшись со Squeeze, в 1981 году Джулc Холланд предстал перед почтенной публикой во главе ансамбля Jools Holland and His Millionaires. Секстет Холланда, обходившийся без гитаристов, включал контрабасиста Пино Палладино (Pino Palladino), барабанщика Мартина Т. Дигана (Martin T. Deegan), саксофониста Майка Пейса (Mike Paice) и двух бэк-вокалистов - Ким Лесли (Kim Lesley) и Мэза Робертса (Maz Roberts), чей тандем назывался The Fabulous Wealthy Tarts. В обязанности лидера группы входили вокальные партии, клавиши и хорошие идеи. Фортуна не очень баловала музыканта. Первый альбом Jools Holland and His Millionaires провалился, несмотря на продюсерскую поддержку Глина Джонса (Glyn Johns), ранее работавшего с Rolling Stones, Eagles и The Who. Оставаться вместе участники ансамбля не видели больше смысла, дороги исполнителей разошлись, но Холланд сохранил со всеми рабочие отношения и не раз пересекался с каждым из них в студии или на концертных площадках.
Несколько лет музыкант отдал сессионной работе. На родине Холланд пользовался большим авторитетом в рок-среде, записываясь с такими командами, как, например, The The. В начале 80-х он опубликовал и несколько сольных синглов, которые впоследствии были собраны на одном диске и опубликованы в Соединенных Штатах под названием "Jools Holland Meets Rock-A-Boogie Billy" (1984). Получилась отличная визитная карточка английского виртуоза. Критики не скупились на комплименты: "Это настоящее чудо, которое в лучшем виде представляет современного короля буги-вуги Джулса Холланда". Но в свете будущей карьеры Холланда гораздо более важным событием оказалось приглашение вести своего рода музыкальный "сериал" - еженедельную программу "The Tube", в которой участвовали как официально признанные звезды, так и вызывающе альтернативные новобранцы. Этот уроженец южного Лондона оказался очень талантливым шоуменом, а его эрудиция и понимание предмета изнутри превратили его шоу в необыкновенно популярный телепроект, благодаря которому зрители познакомились с целым массивом отличной музыки. Даже критики отзывались о программе Холланда с большим уважением, что уж говорить о рядовых поклонниках музыки.
В 1985 году пианист предпринял экспериментальный тур в тандеме с виртуозом Гилсоном Лэвисом (Gilson Lavis), бывшим барабанщиком Squeeze. Этими британскими гастролями артист остался доволен, тем более что они положили начало его 20-летнему творческому союзу с Лэвисом. А вскоре с пианистом и уже известным телеведущим связались и другие коллеги по Squeeze - Крис Диффорд и Гленн Тилбрук. После трехлетнего перерыва они решили снова реанимировать команду и предложили Холланду присоединиться. К концу года на прилавках магазинов появилась новая пластинка Squeeze "Cosi Fan Tutti Frutti" с указанием, что партии клавишных записал Джулиан Холланд. До конца десятилетия музыкант сохранял постоянную связь со своей первой группой, в то же время довольно активно присутствуя на телевидении.
Джулса Холланда не считали участником основного состава Squeeze, хотя его рояль оставался жизненно важным компонентом саунда, ориентированного на поп-стиль с битловским вариациями. Именно в это время появился самый известный хит Squeeze "Hourglass", финалист американского Тор 20, а группа провела массированный концертный тур по стадионам США. Продажи их пластинок поползли в гору, и общий тираж превысил несколько миллионов дисков. Когда команду пригласили играть в нью-йоркском концертном центре Madison Square Gardens, Холланд вышел на сцену вместе с коллегами. Шоу прошло с аншлагом. Более того, пианисту предложили стать одним из соведущих программы "Night Music" на канале NBC, в которой передавали в прямом эфире выступления джазовых, блюзовых и поп-групп. Это прибавило ему несколько очков в завоевании симпатий американских меломанов, хотя сколько-нибудь значительным успехом его сольное творчество в Америке никогда не пользовалось.
В 1990 году музыкант, которого все меньше устраивала роль студийного клавишника Squeeze, во второй раз дружески расстался с коллегами и занялся сольной карьерой. Его новый лонг-плей "World оf His Own" создавался, между прочим, с участием всех музыкантов Squeeze и сплавил любимый Холландом буги-вуги с более современными стилями. Отметился на альбоме и Стинг, которого связывала с пианистом давняя дружба. Через год дискография Холланда пополнилась еще одним диском "The Full Compliment", симбиозом свинга и ритм-н-блюза. Как сессионный клавишник он по-прежнему был востребован и популярен. Но его собственные альбомы продавались довольно вяло, а с хит-синглами дело обстояло совсем неважно. Удрученный таким развитием событий, музыкант решил максимально сосредоточиться на телевизионной карьере. После периода некоторого затишья в 1992 году у Холланда появилось собственное вечернее шоу "Later With Jools Holland" на британском телевидении. В гостях у обаятельного ведущего побывали, кажется, все значительные фигуры современной музыки, в первую очередь британского "разлива", от Тори Амос (Tori Amos) и Дэвида Боуи (David Bowie) до Би Би Кинга (В.B. King) и The Verve. Программу Холланда хотя бы один раз посмотрел каждый британец, неравнодушный к музыке.
Но зацикливаться на одном телевидении было выше его сил. Со временем Холланд возобновил студийную работу, щедро демонстрируя в новых записях свой исполнительский талант. Техничностью, артистизмом и фантазией отмечена его игра на альбомах "The A-Z Geographer's Guide to the Piano" (1992) и "Solo Piano" (1994). Еще один интересный проект - три компакт-диска, на которых он проследил историю разных стилей игры на пианино: "Boogie Woogie Piano", "Ragtime Piano" и "Jazz Piano". Все три альбома вышли в 1995 году. Естественно, что музиндустрия не забывала о первоклассном сессионном клавишнике и регулярно снабжала артиста заказами.
Наконец, после почти двадцати лет упорного труда Джулс Холланд завоевал репутацию виртуозного, артистичного, очень техничного музыканта, который без труда собирал залы по всей Великобритании сотни раз в год. Он ездил на гастроли со своим новым биг-бэндом The Rhythm and Blues Orchestra, исполнявшим в основном музыку в стиле 40-х. Коллектив, объединивший 18 отличных оркестрантов, пользовался известностью и во многих странах Европы. Каталог Холланда между тем регулярно пополнялся новыми релизами. И все чаще в титрах его альбомов фигурировали имена знаменитых вокалистов или приглашенных музыкантов. Ему посчастливилось записываться и выступать с самыми талантливыми персонажами современной музыки - Эриком Клэптоном, Джорджем Харрисоном, Стингом, Би Би Кингом, Лютером Вандроссом (Luther Vandross), Полом Уэллером (Paul Weller) и т.п. Стилистическое разнообразие по-прежнему оставалось его фирменной фишкой. В середине 90-х Холланд и The Rhythm and Blues Orchestra подготовили искристые и очень разноплановые альбомы "Live Performance" (1994), "Sex & Jazz & Rock & Roll" (1996), "Lift the Lid" (1997). В 1998 году лучшие номера, представленные на релизах последних лет, музыкант объединил на сборнике "Best of Jools Holland".
Энергии Холланду было не занимать. Он постоянно гастролировал по Великобритании с биг-бэндом, давал в среднем по два шоу в неделю и продолжал вести музыкальное шоу "Later With Jools Holland". Прекрасный интервьюер, он обладал живым литературным слогом и время от времени публиковал собственные статьи в прессе. Даже кинодеятели оценили его телегеничность и пригласили сняться в фильмах "Spice World" и "Hunting Venus".
В 1999 году Холланд выпустил новый альбом "Sunset Over London", над которым в студии работали музыканты Jamiroquai и актер Робби Колтрейн (Robbie Coltrane). Спустя год вышел лонг-плей "Hop the Wag". А в 2001 году после более чем десятилетнего перерыва в США появился сборник Холланда "The Swing Album", объединивший лучшие треки, записанные за последние годы с биг-бэндом.
Следующим его релизом стал пестрый и многонаселенный альбом "Small World Big Band" (2001), к появлению которого приложился целый цветник артистов: Пол Уэллер, Стинг, блестящий пианист Др. Джон (Dr. John), Марк Нопфлер (Mark Knopfler) и другие. Эта работа привлекла к Холланду пристальное внимание меломанов, но не столько своими несомненными достоинствами, сколько тем, что включала самую последнюю песню, написанную Джорджем Харрисоном, который был уже тяжело болен и умер вскоре после британского релиза. Определенную популярность приобрел этот альбом и в США (где он вышел под названием "Jools Holland's Big Band Rhythm & Blues"), однако это не повлияло на концертные маршруты Джулса Холланда, который продолжал колесить по родной Великобритании с периодическими вылазками в другие страны Европы. Больше миллиона англичан за последние годы побывали на его концертах.
В 2003 году Ее Величество королева Елизавета II вручила Джулсу Холланду Орден Британской Империи за его вклад в музыкальное искусство. И орденоносный пианист с новыми силами продолжил расширять сферу музыкального влияния за счет привлечения многочисленных коллег по музиндустрии. В 2004 году вместе с Rhythm & Blues Orchestra он записал третий альбом из цикла "Friends". В записи "Friends 3", включавшего блюзовые и рок-н-ролльные хиты и стилизованные новые мелодии, участвовали больше 20 студийных гостей. Душой коллектива, кроме его вдохновенного лидера, оставался неизменный барабанщик Гилсон Лэвис. В том же году вместе со знаменитым певцом Томом Джонсом Холланд записал альбом зажигательных рок-н-ролльных номеров, воссоздав атмосферу карнавального веселья, пронизывающей все влюбленности и радости, в которой рождались рок-н-ролл и буги-вуги. История продолжается...
Joy Tartaglia