Родился 1 августа 1953г. Коламбусе, штат Джорджия
Медноголовые критики часто укоряли его за прилизанный яппи-эстрадный блюз, не отвечающий стандартам «настоящего отечественного качества». Но на самом деле, Роберт Крэй – один из молодых, да ранних блюзменов (типа, моложе 50-ти), талантливо декларирующий музыкальный язык XXI-го века, в котором отсутствует идиоматика или рабское подражание року, перетекающему в блюз. Огромный спрос на его пластинки способствует популярности современного блюза. Одаренный глубоким и проникновенным голосом, иногда напоминающим легенду 60-х О.В.Райта и никогда не беря ни одной лишней ноты на своей гитаре, Крэй, конечно же, заслужил международную известность. Для парня, чей дебютный альбом 1980 года «Who's Been Talkin'» демонстрирует всего лишь поспешную студийную работу, взлет был на удивление головокружительным.
В 1986 году взрывной альбом «Strong Persuader», записанный на студии Mercury завоевал Грэмми и Крэй заслуженно увидел небо в алмазах. Сын военнослужащего, исколесивший с родителями всю страну до тех пор, пока в 1968 году семья не осела в Такоме, штат Вашингтон, Крэй беспорядочно слушал рок и соул перед своим погружением в блюз. В 1974 году вместе с опытным басистом Ричардом Казинсом он собрал свой первый ансамбль «Robert Cray Band». Крэй даже быстро мелькнул в кино, сыграв роль анонимного басиста из студенческой рок-группы. Альбом «Bad Influence», записанный в 1983 году на лейбле HighTone (с участием арфиста Кертиса Салгадо), ярко продемонстрировал уже зрелый талант Крэя. Следующий сет на HighTone «False Accusations» предшествовал появлению получившего Грэмми альбома «Showdown!», гитарного саммита Альберта Коллинза, Джонни Копленда и Крэя. «Showdown!», разошедшийся тиражом более чем в 1 млн. экземпляров, показал, что новичок держится ничуть не хуже маститых блюзовых звезд. Альберт Коллинз и блюзовый патриарх Альберт Кинг записали свои версии песни Крэя «Telephone Booth». Эрик Клэптон записал версию другой его песни – «Bad Influence», и пригласил Крэя для участия в своих лондонских концертах и турне 1987 г. Далее последовал «Strong Persuader», ставший платиновым и дважды призером Грэмми, сделал лицо Крэя узнаваемым даже на клип-конвейере MTV.
Участие в фильме «Hail! Hail! Hail!», снятом к юбилею Чака Берри всместе со звездами рок’н'ролла первой величины, подтвердило обретение «звездного» статуса. В отличие от большинства соратников Крэй, продолжает эксперименты с корневыми жанрами: – соул и блюзом. Альбомы «Midnight Stroll», «I Was Warned» и «Shame + a Sin» показывают, что блюзовым фанам есть еще чего ожидать от громко заявившего о себе гитариста-новатора.
Дискография:
1980 Who's Been Talkin'/Mercury
1983 Bad Influence/Hightone
1985 False Accusations/Hightone
1985 Showdown! [A Collins & J Copeland] /Alligator
1986 Strong Persuader/Mercury
1988 Don't Be Afraid of the Dark/Mercury
1990 Midnight Stroll/Mercury
1990 Too Many Cooks /Tomato
1992 I Was Warned/Mercury
1993 Shame + A Sin/Mercury
1995 Some Rainy Morning/Mercury
1997 Sweet Potato Pie/Mercury
1999 Take Your Shoes Off/Rykodisc
2001 Shoulda Been Home/Rykodisc
2005 Twenty
Компиляции:
1993 Score Charly
1999 In Concert [live