Ronald Earl Hоrvath родился 10 марта 1953 в Нью-Йорке. Первая профессия Ёрла — педагог в школах для детей с отклонениями. Он закончил колледж при Бостонском университете и не занимался музыкой до 22 лет. В 1975 попал на концерт Мадди Вотерса, сидел в паре метров от сцены и наблюдал работу гитариста Луиса Майерса. «Именно Майерс по-настоящему побудил меня играть. Я выкинул все альбомы „Джетро Талл", поскольку отыскал свою музыку», — скажет он потом.
Ронни взялся за освоение гитары с поистине фанатичным упорством и скоро присоединился к группе Bright Lights Big City, параллельно работая по профессии. Случайное знакомство с Коко Тейлор и её группой (в 1976 во время гастролей произошел конфликт на расовой почве в отеле, где они остановились, Ронни Ёрл предложил музыкантам свой дом) дало ему возможность выбираться время от времени в Чикаго и выступать в тамошних чёрных клубах с Тейлор, другими знаменитостями.
Значительное влияние на Ёрла имело знакомство с Джимми Воэном и его стилем игры. Примерно в это же время ему предложили пятимесячную работу в составе рок-группы в Техасе, где он жил, тесно общаясь, наблюдая за работой Fabulous Thunderbirds, особенно её гитариста, которого Ронни Ёрл называет «гением, стилистом, новатором».
По возвращении в Бостон Ёрл основал группу Sugar Ray and the Bluetones (вокалист «Шугар» Рэй Норсиа, в 2003 группа возродилась и выпустила диск с гитаристом Майклом Велшем).
В 1979 году Ронни Ёрл заменил Дюка Робилларда в группе Roomful of Blues, в которой он проработает 8 лет.
Участие в Roomful of Blues, ведущем блюзовом коллективе Восточного побережья, гастролировавшем по всем Штатам и Европе, вывело Ёрла в разряд самых известных профессионалов жанра. Музыкальные критики особо отмечают его игру на номинировавшихся на «Грэмми» записях группы с Ёлом Кингом, Биг Джо Тернером, Эдди Вилсоном.
Одновременно с работой в ансамбле Ронни Ёл начал сольную деятельность, основав группу The Broadcasters и выпустив с ней в 1983 году свой первый альбом «Smokin?». На протяжении 80-х годов Ёрл образует несколько составов своей команды с вокалистами, ставшими впоследствии знаменитостями — Дэррил Ньюлих, Шугар Рэй Норсия, Джампин Джонни Сэнсон.
В 1987 году Ронни Ёрл покадает группу Roomful of Blues. Одновременно он ложится на излечение в клинику с целью избавиться от пристрастия к наркотикам и алкоголю. «К сожалению, эти годы (с Roomful of Blues) были годами наркотиков. Наше концертное расписание было чрезвычайно жестким, поэтому я подсел на кокаин и валиум, запивая их виски. Все это могло убить в любой момент, я просто устал этого бояться», — вспоминал потом Ронни Ёрл в интервью журналу «Блюз Ревю».
На рубеже 80-х — 90-х годов Ронни Ёрл прекратил выступать, взял длительный отпуск. С учетом его наркотической зависимости многие полагали, что карьера талантливого гитариста завершена. Однако спустя некоторое время он сформировал очередную реинкарнацию «Броудкастерс», в которой не было певца. Скептики назвали его предприятие «музыкальным самоубийством».
Ёрл опроверг мрачные прогнозы, выпустив в 1993 году альбом «Still River». Диск удивил разнообразием звуков, стилей, подходов при использовании электрогитары в симбиозе блюза и джаза. Ёрл дал музыкантам группы полную волю в создании собственных партий, что отныне стало принципом его использования возможностей своих музыкантов. Впоследствии некоторые из членов «Броудкастерс» стали звездами в своем роде, как это случилось с клавишником Брюсом Катцом.
Очередной контракт на запись альбомов Ёрл подписывает с компанией Bullseye Blues, на которой выходит ряд удачных и высоко оцененных критикой дисков — «Language of the Soul» (1994), «Blues Guitar Virtuoso Live in Europe» (1995), «Grateful Heart» (1996, с участием саксофониста David «Fathead» Newman).
Карьера Ронни Ёрла шла в гору, репутация одного из лучших гитаристов блюза, особенно после того, как в 1996 году его таковым признал журнал «Downbeat», росла, что закрепил контракт — на этот раз с крупной джазовой фирмой Verve. Его дебют на лейбле «The Colour of Love» (1997) по общему мнению стал вершиной его достижений в музыке и бизнесе. Ёрл получил премию В. Хэнди как «лучший инструменталист».
Однако отношения с новым партнёром не сложились. Музыкант посчитал, что компания Verve чрезмерно вмешивается в его творческий процесс, навязывает условия работы, допускает давление, объявил, что разрывает контракт. С этими событиями совпало начало психического расстройства — маниакальной депрессии, с которым музыкант борется до сих пор.
РЁ прекратил выступления, распустил группу и после короткого периода затворничества начал выпускать альбомы на небольшой, но качественной фирме Telarc. Первый диск «Healing Time» (2000, с участием джазового органиста Джимми Макгриффа) доказал полную дееспособность Ронни Ёрла, как супер-гитариста. Последовавший в 2001 «Ronnie Earl and Friends» представлял собой набор блюзовых стандартов и популярных номеров, записанных с участием звезд ритм-энд-блюза (Ким Вилсон, Ирма Томас, Лютер Джонсон).
В 2003 году он выпустил сдержанно принятый критиками почти полностью инструментальный «I Feel Like Goin' On» на канадской фирме Stoney Plain.
Основная дискография:
1983 Smokin'
1984 They Call Me Mr. Earl
1985 Deep Blues
1988 Soul Searchin'
1990 Peace of Mind
1990 I Like It When it Rains
1991 Surrounded by Love
1994 Still River
1994 Language of the Soul
1995 Blues and Forgiveness
1995 Blues Guitar Virtuoso Live in Europe
1996 Grateful Heart: Blues and Ballads
1997 The Colour of Love
2000 Healing Time
2001 Ronnie Earl and Friends
2003 I Feel Like Goin' On