Kenny Neal
Кенни Нил, один из главных музыкантов американского блюзового лэйбла "Alligator", первым из американских звезд подошел к сцене, чтобы послушать, как играют русские. В это время там были "Crossroadz" с Сергеем Вороновым, совмещавшим в этот день две должности - фронтмена группы и арт-директора фестиваля. "Перекресток" закрывал российское отделение фестиваля, которое продолжалось уже без малого семь часов. Публика просила спеть знаменитый хит "Diamond Rain", на что Воронов недовольно бросил: "Да сколько можно!" и предложил послушать новые песни. Кенни Нил поулыбался и пошел в павильон к своей команде. Выглядел он не в пример выгоднее некоторых своих российских коллег, выходивших в этот день на сцену в застиранных футболках, но "имиджевых" очках. Вообще выступление американских гостей показало, насколько глубока пропасть между музыкантами по разные стороны Атлантики. Если "наши" часто музыцировали с выражением на лице "могу играть - могу не играть", то иностранцы выступали так отчаяннно, будто это был их последний концерт в жизни. Способность заражать публику своими эмоциями можно было смело измерять в километрах. К таким результатам слегка приблизился разве что Николай Арутюнов со своим коллективом "Funky Soul".
/Фото Михаил Максимов/ Описывать выступление Кенни Нила не имеет смысла. Достаточно сказать, что когда Кенни покинул сцену, отыграв полуторачасовой сет на гитаре, губной гармонике и басу, он разве что не дымился, и менеджеры попросили дать ему остыть. Мы начали через полчаса. - Кенни, ты долго обдумывал предложение приехать в Россию? Ведь Россия – совсем не блюзовая страна… - Я никогда в жизни не думал, что приеду в Россию! Мой папа говорил мне, когда я был маленький и у меня не было какой-нибудь вещи: «Сынок, представь, что ты живешь в Японии или в России, где люди могут иметь только самое необходимое!» Так что я никогда не думал, что приеду в Россию! Но когда меня спросили, готов ли я поехать в Москву, я сразу сказал: «Да!» Я всегда хочу делать то, чего никогда раньше не делал. И я ничуть не жалею, что приехал в Россию, потому что ваше гостеприимство просто удивительное!
- Все дети вашего отца, а это 11 человек, стали музыкантами (Кенни - сын известного луизианского певца Рафула Нила (Raful Neal). Это важно для вас? - Семья для меня значит всё. Мои мама и папа были приемными детьми в своих семьях, и так получается, что для них наша семья – первая и настоящая. Видимо, от этого у меня столько братьев и сестер, ха-ха-ха! - А когда ты уезжал из семьи в Чикаго, не было жалко оставлять родной дом? - Это было одновременно грустно и радостно. - Ты ведь начал играть у Бадди Гая (Buddy Guy)? Причем, на бас-гитаре… - У Бадди Гая и Джуниора Уэлса (Junior Wells)…Да, правда.
- Работа с ними изменила твою карьеру? - И очень сильно! - Не страшно было встречаться со звездой? - Бадди Гай играл с моим отцом…Так что я ехал к знакомому человеку. - Но ты к этому времени уже владел губной гармошкой и соло-гитарой? - Да, я играл в группе моего отца. Но профессионально соло я начал играть после работы с Бадди Гаем. - Когда ты почувствовал, что нужно уходить от Бадди Гая и начинать сольную карьеру?
- Когда увидел, сколько денег он зарабытывает, ха-ха-ха! Кенни залился смехом, как мальчишка. - И ты решил: надо срочно записать CD, штук десять! - Точно! Мы еще немного пошутили насчет денег и их количества у блюзмена. А потом вернулись к вопросам. - Твоя гармоника и гитара не конкурируют между собой? - Нет, я доверяю моменту. Достаю тот инструмент, который нужен именно сейчас. - Как ты умудрился получить награду за участие в бродвейском мюзикле (Кенни исполнял блюзовую акустику в постановке «Mule Bone» )? Это ведь была «Theater World Award»! - Да…меня порекомендовал Тадж Махал (Taj Mahal), это его мюзикл. У меня даже не было мыслей, что я выиграю этот приз… - Было продолжение у этой истории? - Если я получу предложение, которое будет мне интересно, я подумаю над ним, но…Я очень люблю свою музыку, блюз, и работу на сцене. - Твоя семья – хранительница луизианской традиции блюза. Но в твоей музыка много также фанка и соула. Не считаешь ли ты, что отходишь от традиции и играешь другую музыку? - Нет, я продолжаю нашу традицию. Я должен продолжать ее. Но я интерпретирую ее, это мой путь. Он такой, потому что сейчас вокруг себя я слышу много разной музыки. Я открыт другим жанрам, но моя музыка не перестает быть «музыкой Кенни Нила». - Мог бы ты рассказать о своей гитаре? - Это «Телекастер» 1965 года, моя любимая гитара, я играю на ней уже 32 года, это основной мой инструмент. Хотя за свою карьеру у меня перебывало около шестидесяти гитар. - Как он попал к тебе? - Это наша семейная гитара, клана Нилов. - Ты продолжатель семейных традиций. А у тебя самого уже есть продолжатели? - Мои дети! Мой сын Кенни Джуниор и моя дочь Соррита.Оба они в музыкальном бизнесе. Сын играет на барабанах, ему 28 лет. - Сколько-сколько?! 28?.. А сколько же тебе, Кенни? - Ты еще не знаешь, сколько лет моей дочери! Ей 32! - Как это возможно? Тебе не дашь больше сорока! Ты ешь молодильные яблоки? - Нет, просто в юности пил много виски и хорошо сохранился! Кенни снова захохотал. - Мне 51 год, чувак! И я отлично себя чувствую!
Кенни написал мне адрес своей электронной почти, любезно согласился сфотографироваться вместе... ...и стал жать руки мальчишкам, которые его окружили.
*** Lil' Ed Williams & «The Blues Imperials»
/фото Михаил Максимов/
Через полтора часа отыграл и Литтл Эд (Lil' Ed Williams) со своей группой «The Blues Imperials». В миниатюрном слайд-гитаристе было столько задора и энергии, что шоу скоро стало походить на вечер юмора. Ужимки и уморительные па Литтл Эда превратили каждую композицию в отдельный эстрадный номер. В ярко красной рубашке, золотой жилетке, кедах и турецкой феске, этот чрезвычайно энергичный шоумен «играл» мимикой лица буквально каждую строчку своих композиций. Так что его блюз можно не только слушать, но и практически не отрываясь смотреть.
Во время интервью Эд беспрестанно шутил. - С каких альбомов сегодня вы сегодня играли композиции? - Откуда я знаю! Я просто играю, это импровизация! - Правда, ли что в 1986 году вы со своей командой в один присест записали 30 песен для своего первого альбома, без дублей и наложений? - Да, так все и было. Мы записали материал за те три часа, что нам выделила студия. - Как вам это удалось? - Ха-ха, просто не люблю терять время! - В 80-х вы работали мойщиком машин, чтобы заработать на хлеб… - О, да, это правда. Я мыл машины днем, а ночью играл в клубах. - А как думаете, сегодня нужна такая школа жизни, чтобы играть настоящий блюз? Ведь мир уже не тот, что был, он стал более комфортным… - Да, жизнь изменилась…То, что было, осталось в прошлом, и людям теперь редко приходится бывать в тяжелых ситуациях. - То есть, вполне обеспеченный молодой человек может взять гитару и начать петь блюз? - Да, конечно…но чтобы играть блюз, нужно так или иначе «почувствовать жизнь»… - Я знаю, что у вас в ансамбле играет ваш брат… - Да, вон он сидит! Мы обернулись и увидели огромного двухметрового мужчину с бас-гитарой в руках. С флегматичным видом он смотрел в потолок. - Это точно ваш брат? – воскликнул я, переводя глаза то на «маленького» Эда, то на его «большого» брата. - Ха-ха-ха! Точно мой брат, только сводный! - Для вас много значит семейственность, семейная традиция? Ведь вы еще и племянник известного слайд-гитариста Джей Би Хатто(J.B.Hutto)… - Да, моя семья всегда была связана с музыкой, и я вырос в окружении музыки. - Вы - признанный мастер живых выступлений. Откуда у вас такая энергия? От характера? Или большой клубный опыт? - Ну, это не объяснить! Это просто приходит свыше, и всё!
*** Eric Sardinas & «Big Motor»
С добродушным блюзом было покончено, когда на сцену вышли трое суровых небритых мужчин. Смущала только гитара фронтмена Эрика Сардинаса - сделанная на заказ "добро" хотя и была подключена к усилителю, все же оставалась акустическим по сути инструментом. Все сомнения исчезли, как только Эрик ударил по струнам и пробежался по ним слайдом. Гитарист не зря замотал запястья обеих рук эластичными бинтами. Все, кто раньше только слышал о "хэви-блюзе" Сардинаса, теперь поняли "вживую", что это такое. Его группа "Big Motor" оставалась в рамках традиции, но звучала как "ZZ Top". В то же время, это был блюз-рок, который хотелось называть блюзом. Словно слыша эти противоречивые мысли, наверняка звучавшие в головах слушателей, Сардинас играл то лирику Роберта Джонсона, не знавшего электрогитары, то мощные роковые риффы, выкручивая ручку громкости и "перегруза". Что до визуальной части выступления, то все, кто хотя бы раз видел записи выступлений Джими Хендрикса, не могли не заметить его "школы" в сценическом действе "Моторов": классический блюз-роковый состав из трех человек, харизматичный лидер, обращающийся с гитарой самым сексапильным образом, затяжные импровизации и даже ритуальное поджигание инструмента в финале шоу. Вообще надо признать, что жгучий длинноволосый брюнет в ковбойской шляпе, винтажных джинсах "клёш" и ботинках на платформе произвел довольно сильное впечатление, особенно на слабый пол. Интервью с Эриком я ждал больше часа. Причиной тому стали москвички, потерявшие голову от его выступления и количества выпитого. Они бросились жать ему руки, целовать, а потом и обнимать как родного. Стоя за ограждением, Эрик щедро раздавал автографы и ответные поцелуи. Он знал, что выглядит как Бандерас, выступает как Хендрикс и сейчас в некотором смысле является доминирующим самцом, которого бессознательно хотят все эти молодые женщины. Так что оставалось только подставлять свою шею девичьим объятиям. Он был похож на елку, на которую всё вешали и вешали гирлянды. Когда бойфренды москвичек поняли, что проиграли естесственный отбор, они решили отвоевать преимущество и по русской традиции двинулись брататься с заокеанским гостем. Обладатели дешевых билетов и "белые воротнички" из вип-зоны выражали свои эмоции самым панибратским образом. С пьяными русскими американец самостоятельно бороться уже не смог, и его спасла служба охраны. - Прошу прощения, - сказал Эрик, вырвавшись из рук фанатов. – Ты журналист, о'кей? Я помню...Всё в порядке? Спасибо тебе…Стой здесь, о'кей? Я сейчас. Всё хорошо… Он посмотрел мне в глаза, как будто хотел загипнотизировать, но по запаху стало ясно, что это всё от алкоголя. Через десять минут нас пригласили на интервью в импровизированную гримерную. Это был летний павильон с пластмассовыми столиками и стульями, с надписями «Клинское» на тряпичных стенах. На часах была полночь, техники уже повсюду отключили свет, и мы стояли одни в кромешной темноте. Кто-то принес десяток свечей и зажег их. В отблесках пламени пошатывающийся Сардинас стал окончательно похож на гламурного демона. - Эрик, насколько блюз может быть тяжелым? – задал я наконец первый вопрос. - Блюз – это всегда рассказ, какая-то история. Многие люди думают, что блюз – это печальные истории. Но это песни о жизни, о возрождении, о боли, о счастье, об удовольствии, о желании кого-то любить… - И нет разницы, блюз это или блюз-рок? - Небольшой пример: Чак Берри, Бо Дидли, Мадди Уотерс, Джонни Уинтер, Рори Гэллэхер, Джими Пейдж, Эрик Клэптон, Ангус Янг…Блюз? Да, всё это блюз...Люди развивают музыку…И я – на сцене с гитарой, с сигаретой в зубах – на самом деле не я…Надо быть честным с самим собой… Эрик стал путаться, и я сменил тему. - Некоторые музыкальные критики
говорят, что ты – лучший блюзовый гитарист на современной сцене, играющий слайдом. Что ты думаешь об этом? - Это не правда. Я не лучший. И никогда не был лучшим…Но я стараюсь быть честным в музыке… Я верю в правду, в музыку, в любовь... /Фото Михаил Максимов/
И мое сердце и душа принадлежат блюзу. Если я захочу, я буду играть только традиционный блюз, но это значит, что я перестану прислушиваться к своему сердцу. Нет разницы – блюз это или рок-н-ролл…Все это приходит из одного источника… - Это правда, что у тебя на спине есть татуировка – гитара, которую обвивает змея, и надпись «Respect Traditon»? - Да, правда. Смотри… Эрик развернулся и задрал футболку. Все было именно так, как писали об этом в Интернете. Тут подошел один из организаторов и попросил закончить интервью. Мы стали прощаться. Эрик Сардинас все время извинялся: - Я прошу прощения, что уделил тебе так мало времени…В любое время можешь написать мне на электронную почту. Вообще мы можем продолжить это интервью, если у тебя остались еще вопросы. …Вы все так добры здесь…Ты можешь мне прислать вопросы по почте? Извини, что не хватило времени… Я попросил у Эрика автограф и протянул блокнот. Он долго что-то выводил на листе бумаги, потом бросил и извинился в очередной раз: - Я не знаю, что это... Непереводимая игра слов… Эрика проводили в автобус. Его американский тур-менеджер написала на визитке электронный адрес Сардинаса и пожаловалась, что 6 месяцев в году проводит в гастролях. Выяснилось, что Мэриан (так ее звали) - из Норвегии и является еще и менеджером Джони Уинтера. Я было открыл рот, чтобы спросить, участвовала ли она в турах, когда Сардинас открывал концерты Уинтера, но посмотрев на часы понял, что всем нам пора по домам.
Алексей Щёголев (Bluesman-76)
Чтобы скачать данный материал или оставить комментарий Вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем.[ Вход ]
[ Регистрация ] |
Не забывайте ставить оценки и комментировать материалы.
Ваше мнение и активность мотивирует к новым публикациям
|