Выступив вместе на Новоорлеанском фестивале джаза,
"Профессор Лонгхэйр" стал постоянным его участником. И даже выпустил в 1976
году свой концертный фестивальный альбом. Впоследствии "Профессор" и Снукс
Иглин не раз играли вместе в период с 1970 по 1972 годы. По воспоминаниям
современников, многие слушатели даже думали, что Снукс был простым сессионным
гитаристом в группе "Волосатого Профессора".
Музыканты действительно были хорошими друзьями.
Исполнитель на конгах Альфред "Уганда" Робертс (Аlfred "Uganda"
Roberts) вспоминает: "У Иглина был перкуссионный стиль игры на гитаре - он
часто выстукивал ритм пальцами на деке во время исполнения композиций. Все это
напоминало перкуссионный стиль самого Лонгхэйра, его манеру игры на фортепиано.
Гитара для Иглина была больше, чем гитара. И в джемах с Лонгхэйром они находили
много общего".
Professor Longhair
Параллельно Иглин записывает альбом на шведском лейбле
"Sonet", релиз выходит в июне 1971 года и называется "The Legacy of the Blues,
Part 2", пластинку продюсирует Квинт Дэвис.
Обложка альбома "The Legacy of the Blues, Part 2"
В том же году продюсеры Новоарлеанского Джазового
Фестиваля Квинт Дэвис и Паркер Динкинс (Parker Dinkins) устроили запись в таком
составе: "Профессор", Иглин, барабанщик "Шиба" Эдвин Кимброг (Shiba Edwin
Kimbraugh) и Уилл Харви мл. (Will Harvey Jr.) на бас-гитаре. В итоге были
записаны 34 трека. Демо-запись дошла до "ушей" компании "Atlantic Records", а
именно - до Джерри Векслера и Альберта Гроссмэна (Jerry Wexler and Albert
Grossman). Те перевезли музыкантов в студию "Bearsville", что в г.Вудсток
(Woodstock), штат Нью-Йорк, и начали сессию. Однако дело до конца не довели -
то один, то другой музыкант стал уезжать на периодически появляющиеся
выступления, и скоро проект свернули.
Ленты тех сессий томились в студии "Bearsville" в
течение многих лет, пока не были раскопаны и изданы в 1987 году на лэйбле
"Rounder Records". Их назвали так: "Professor Longhair’s
House Party New Orleans Style: The Lost Sessions 1971-72". Сказать,
что здесь талант Снукса Иглина как-то ярко проявился, можно с большой натяжкой:
в основном он играет ритмические фигуры, а солирует лишь иногда. Первая
скрипка все же - Профессор Лонгхэйр. Исключением можно назвать, пожалуй,
только трек #14 - "G Jam". Это инструментальная вещица в стиле блюз-фанк. Именно
здесь мы слышим в полную силу жгучую гитару Иглина, которая подчеркивает
синкопированную манеру фортепьяно "Профессора".
Обложка пластинки "Professor Longhair’s House Party New Orleans Style:
The Lost Sessions 1971-72"
("Rounder Records", 1987)
Индейский фанк
Остается осветить еще одну сторону работы Иглина в 70-х
годах. Это сотрудничество с коллективом "Дикие Магнолии" ("The Wild
Magnolias"). Новоарлеанская команда играла фанк, а Снукс сыграл на ее первом
альбоме, записанном в 1973 году. Группой занимался уже знакомый нам продюсер
Квинт Дэвис, он и вовлек Иглина в этот проект.
Группа родилась как атрибут традиционного ежегодного
фестиваля-маскарада - "Марди Гра". Этот праздник часто упоминается в текстах
Иглина. Если говорить коротко, то фестиваль "Марди Гра" - это наследие
языческого прошлого, вроде нашей Масленицы, он ежегодно отмечается 16 февраля.
Праздник "Марди Гра"
Возник праздник в XVIII веке на управляемой Францией
территории нынешнего штата Луизиана. Традиционно - это шумные экзотические
парады и карнавалы, но "Марди Гра" - это еще и знаменитые на весь мир джазовые
оркестры ("The Batiste Brothers", "Mahogany Brass Band", "The Wild Magnolias
Mardi Gras Indians").
Праздник "Марди Гра"
Пик празднества приходится на Новый Орлеан. Сегодня
"Марди Гра" - это еще и время пиршества сексуальных меньшинств.
Праздник "Марди Гра"
Но вернемся к группе, в которой недолго играл Снукс
Иглин. Как это ни странно звучит, но своим антуражем ее участники избрали
индейскую символику и костюмы, а стилем - фанк. Такая вот сочетаемость.
Первую "сорокопятку" парни выпустили в 1970
году для лэйбла "Crescent City Records", назвав ее "Handa Wanda".
Традиционно группа состояла из вокалиста и целой серии ударных инструментов и
перкуссии, часто немузыкального применения: кроме барабанов, тамтамов, конгов,
использовались тарелки, пивные бутылки и банки... К такой вот команде время от
времени присоединялись местные музыканты: группа духовых, басисты, пианист
Вилли Ти (Willie Tee) и, что интересно нам, гитарист Снукс Иглин. Эта бэк-группа
в начале 70-х называлась "New Orleans Project".
Скоро "The Wild Magnolias" подписали контракт с
французским лейблом "Barclay Records" и через "Polydor
Records" стали выпускать альбомы в Америке. История этого самобытного
коллектива - тема отдельного разговора, здесь лишь стоит сказать, что первый
полноценный альбом команды 1974 года, где и сыграл Снукс Иглин, представляет
собой предельно танцевальный, "грувовый" продукт - сегодня он слушается
абсолютно современно, хоть сейчас отдавай ди-джею модного клуба.
Обложка пластинки "The Wild Magnolias" - "The Wild Magnolias"
(1974, Polydor)
Иглин здесь играет с гитарным эффектом "вау-вау" (большая
редкость!), у нас больше известным как "квакушка". Запись впервые представила
широкой публике уникальную индейскую культуру Нового Орлеана. Пластинка была
переиздана в 1993 году французским лэйблом "Barclay" - с несколькими ранее не
издававшимися треками.
"Down Younder" - жужжащая оса
Вторая половина 70-х. Снукс Иглин продолжает играть на
ежегодном Новоарлеанском "Jazz Fest" и в городских клубах. Но...не
записывает новых пластинок. Долгожданный альбом "Down Younder" выходит только в
1978 году на фирме "Sonet" (оригинальная запись 1977 года).
Обложка пластинки "Down Yonder" ("Sonet", 1976)
Пластинку хвалят, но удачной её назвать сложно. Снукс
играет много известных музыкальных "боевиков", причем, следуя фанковой линии
альбома, превращает в фанк даже блюзовую классику Роско Гордона (Roscoe Gordon)
"No More Doggin'". Однако у записи - серьезный недостаток: гитара Иглина
отвратительно (по-другому и не скажешь) записана. Иногда просто нельзя
разобрать, что он играет, особенно в нижнем регистре - это при том, что со
звукоизвлечением у слепого Снукса всегда был порядок. Дело в качестве звука и
гитарных эффектов - они ниже всякой критики. Такое ощущение, что гитара
музыканта записывалась сразу через пульт, без комбиков и микрофонов, отчего
получилась сухой и задавленной. Гитарный эффект "overdrive" (для т.н. перегрузки
сигнала гитары) раздражающе жужжит, как гигантская оса, а сам звук задыхается
без компрессии и сустейна. Чрезвычайно экспрессивному и эмоциональному Снуксу
Иглину не хватило здесь свободного, яркого звука. И (как это ни грустно) на
записи наш герой местами играет мимо нот. Например, в композиции #3 "Talk To
Your Daughter" во время соло.
Конверт пластинки "Down Yonder" ("Sonet", 1976)
Читая аннотацию на пластинке, понимаешь, как болезненно
воспринимаются творческие перерывы: автор рецензии Сэм Чартерс (Sam Charters)
убеждает слушателя: "Нет, он не перестал играть, не зачехлил свою гитару! Он
продолжает работать в своем городе, развивается и взрослеет как артист..."
Альбом "Down Yonder" был переиздан фирмой
UNIVERSAL в 1989 и 2005 годах вот в таком странном виде:
80-е и 90-е: "Black Top"
80-е годы - время сотрудничества Иглина с лэйблом "Black
Top". Записи этих лет - одни из самых последовательных и ровных в его
музыкальной карьере. С 1987 по 1999-й он записал четыре студийных пластинки и
концертный альбом.
В мир звукозаписи Иглин возвращается с релизом "Baby, You Can Get
Your Gun!"
Обложка пластинки "Baby, You Can Get Your Gun!" (Black Top, 1987)
Альбом записан в 1986-м, выпущен в 1987-м. То есть, с
момента предыдущего релиза Снукса Иглина проходит уже 9 лет! Хронометраж
записи - всего полчаса, но зато каких! Постаревший музыкант (ему 51) ничуть не
сдал, а напротив - стал еще более заводным, фанковым и записал мощный и
разноплановый материал.
Аккомпанируют Иглину такие музыканты: ветераны
новоарлеанской музыки - Джо "Smokey” Джонсон (Joe "Smokey” Johnson) -
барабаны; Эрвинг Чарльз (Erving Charles, Jr.) - бас. Это ритм-секция Фэтса
Домино (Fats Domino’s orchestra). Кроме того: Дэвид Лэсти (David Lastie) -
саксофон, Рон Леви (Ron Levy) - тот самый, что провел семь лет за фортепьяно и
Хаммондом B-3 в концертной группе Би Би Кинга. На ритм-гитаре играет Ронни Ерл (Ronnie
Earl).
Оборотная сторона пластинки "Baby, You Can Get Your Gun!" (Black
Top, 1987)
Рука Снукса отполировала целую серию драгоценных
камней. Это "Lavinia" (Dave Bartholomew, Tommy
Ridgley), "Profidia" - инструментал, посвященный
Ventures, "Baby, You Can Get Your Gun!" Ерла Кинга (Earl
King), инспирированный Джеймсом Брауном взрывной фанковый боевик "Drop the
Bomb". Иглин даже перерабатывает один из своих синглов, записанных
когда-то на "Империал" - "That Certain Door”. А также вспоминает вещи
эпохи работы с Профессором Лонгхэйром - "Pretty Girls Everywhere". Романтичный
эстрадный певец, блюзовый шаутер, тонкий инструменталист, фанкер - все это
Снукс Иглин. После выхода пластинки становится очевидно, что все эти годы он не
сидел без дела. Теперь артиста услышало (и увидело на концертах) еще и новое,
молодое поколение, которое не застало его ранних выступлений.
Ford Snooks Eaglin на концерте
"Он один из самых талантливых людей, которых я
когда-либо встречал на свете, - рассказывает в одном из интервью клавишник Рон
Леви (Ron Levy). - Он может сыграть абсолютно любую песню, просто взяв ее из
головы! Например, взять и вдруг начать исполнять вещи Хендрикса, ноту в ноту,
как в оригинале... Обычно большинство музыкантов сообщает вам название песни,
размер, ключ и знаки, а Снукс просто говорил: "Готовы? Поехали!" Мы
тогда часто болтались все вместе по Новому Орлеану - Снукс мог в любой момент
сыграть что угодно, будь то аккорды, бас или мелодия. Один раз мы были на
какой-то вечеринке. А Снукс сидел в углу и играл, великолепно играл. Через
какое-то время у него порвались несколько струн, но это абсолютно ничего не
изменило - он продолжал играть, как ни в чем ни бывало".
Кейбордист Джон Клири (Jon Cleary), отработавший с
Иглином около 10 лет, говорит: "Было трудно сказать, что за аккорды он играет -
всё закрывали его пальцы. Они были похожи на когти - такие, знаете,
длинные-длинные. И он никогда не использовал медиатор".
Постоянный партнер Иглина в студии и на сцене -
нью-орлеанский басист Джордж Портер мл. (George Porter Jr.) вспоминает: "Игра
с Иглином - это игра по слуху. Он часто говорил нам: "Если вы будете следовать
за мной, то никогда не запутаетесь!" Музицировать с ним было одно
удовольствие, потому что все, что он исполнял, я слышал в детстве, я вырос на
этой музыке! Но, конечно, всегда были пара-тройка неизвестных песен, которые
подкидывал Снукс, и это заставляло тебя лезть в петлю! Сначала я старался
садиться перед ним и смотреть на его руки. Но потом я заметил, что иногда его
гитара была настроена неправильно, а его пальцы все равно оказывались на нужных
ладах. Тогда я решил перестать наблюдать за его руками, потому что понял - у
Снукса есть секретная формула, которая работает только у него одного. Многие
гитаристы пытались понять, как он это делает, но чаще всего качали головами и
уходили. На генеалогическом древе гитарных стилей, ветка Снукса Иглина растет
совершенно отдельно от всех".
Еще один альбом на "Black Top" - пластинка "Out Of
Nowhere" (1989) - одна из лучших работ в дискографии Снукса Иглина.
Обложка альбома "Out Of Nowhere" (Black Top, 1989)
Искрометный, заводной, хитовый, драйвовый - все это о
релизе 1989 года. Отменный репертуар и мастерское владение инструментом
приближают пластинку фирмы "BlackТор" к идеалу блюзового альбома.
Оборотная сторона альбома "Out Of Nowhere" (Black Top, 1989)
"Teasin' You" (1992) - еще один крепкий альбом,
выпущенный Снуксом Иглином на лэйбле "BlackTop"
Обложка пластинки "Teasin' You" (Black Top, 1992)
На бас-гитаре играет участник знаменитой фанковой группы
"The Meters" - Джордж Портер мл. (John Porter Jr.), а Иглин на этот раз исполняет
чужие композиции. Игру Снукса на этой пластинке многие критики называют
"ошеломляющей", но выделить что-то из ряда вон выходящее сложно, ведь
на записях прежних лет артист всегда показывал неизменно высокий класс.
Оборотная сторона пластинки "Teasin' You" (Black Top, 1992)
Как и в ранних работах, материал получился эклектичным.
Здесь есть все: от фанка и ритм-н-блюза - до свинга (в #11 "Heavy
Juice" и #12 "Lilly May" Снукс действительно играет бесподобные
соло). В целом, саунд альбома вышел чересчур "комфортным". По
сравнению с предыдущей пластинкой "Out Of Nowhere" градус драйва
здесь чуть ниже.
Еще один яркий альбом тех лет - "Soul's Edge" (1995).Записан в 1994,
выпущен в 1995 г.
Разворот обложки CD "Soul's Edge" (Black Top, 1995)
На этом альбоме Иглин, как обычно, вновь предлагает
слушателю музыкальную солянку: ретроспективу послевоенного ритм-н-блюза
Америки. Здесь и соул-баллада Джо Саймона (Joe Simon) - "Nine Pound
Steel". И "Skinny Minnie" - Билла Хэйли
(Bill Haley & the Comets). И "Ling
Ting Tong" - Five Keys. Все они так сыграны Снуксом, что альбом
слушается как одно целое.
На пластинке - приятный упругий саунд, все инструменты
прописаны очень душевно, особенно орган и ударные. Саунд-продюсеру - твердая
"пятерка". Кроме того, есть еще отточенная игра музыкантов и сочные
подпевки - в общем, приятная во всех отношениях пластинка, претендент на лучший
альбом в дискографии артиста. Вроде бы уже показавший все, на что способен,
Иглин на новой пластинке умудряется продемонстрировать новые трюки.
Середина 90-х. Снукс Иглин едет с концертами в Японию.
Концертник из страны восходящего солнца - пожалуй, лучшая пластинка в
дискографии Снукса Иглина. Материал отобран с двух концертных дней, а вернее -
ночей 9 и 10 декабря 1995 года в Токийском Park Tower Hall. В
1996-м записи были изданы японским лэйблом "P-Vine
Records" под названием "Soul Train from
'Nawlins: Live at Park Tower Blues Festival '95". А в 1997 году
пластинку выпустили в США - на этот раз как "Live in Japan".
Обложка пластинки "Live in Japan". (Black Top, 1997)
Материал концерта знаком слушателю по альбомам Снукса
Иглина на "Black Top" - в частности, "Teasin' You" (1992) и
"Soul's Edge" (1995). Но Снукс играет много других вещей. Например,
композиции из репертуара "Айзли Бразерс" (Isley Brothers - "It's Your
Thing") и Стиви Уандера (Stevie Wonder - "Boogie On, Reggae Woman").
Как всегда, Иглин предельно эмоционален в R&B-боевиках и лиричен в
балладах. Он беспрестанно шутит, разговаривает с гитарой, заводит зал, и у концерта
с первых минут появляется невероятный драйв... а человеку, между тем, 59 лет!
Адвентист седьмого дня
После окончания сотрудничества с лэйблом "Black Top"
Иглин в 2002 году записывает пластинку "The Way It Is" на лэйбле "Money Pit
Records". В последние годы живет в городе Сент-Роуз, в пригороде Нового
Орлеана с женой Дороти. Дает нечастые концерты, участвует в новоорлеанских
фестивалях.
Говорили, что Иглин на сцене и Иглин в жизни - два разных человека.
За пределами ночных клубов патриарх новоарлеанского блюза становился не
очень контактен, часто отказывался от интервью и был очень набожным. По
вероисповеданию причислял себя к адвентистам седьмого дня, верил в соблюдение
всех Десяти заповедей, в том числе буквального соблюдения заповеди о субботе
как дня сотворения мира. Потому и не играл в этот день недели в клубах - если
концерт выпадал на ночь пятницы, это означало, что с группой должен играть
кто-то другой, а Снукс и его жена Ди будут соблюдать обряд.
Ford Snooks Eaglin - участник фестиваля
Иглин заболел осенью 1993-го. Вздох облегчения со
стороны поклонников его творчества вырвался только через год, когда гитарист
заявил о своем участии на фестивале Jazz & Heritage Fest. Но в 2008 году
Иглину был поставлен диагноз "рак простаты", музыканта госпитализировали. Он
еще планировал сыграть на джазовом фестивале в родном Нью-Орлеане весной
2009-го, но 18 февраля в больнице Ochsner Medical Center его настиг сердечный
приступ. Иглин часто повторял, что пока не появилась жена Ди, о нем заботилась
его мать. По неведомому стечению обстоятельств умер Снукс ... в день рождения
матери.
Слепой Иглин, "живой музыкальный автомат", так и не стал
национальной американской звездой. Но его голос и уникальная манера игры
оживают, стоит только включить какой-нибудь из "джукбоксов" 21 века: компьютер,
CD-плеер или флэшку. Так и кажется, что Снукс сейчас крикнет по привычке в зал:
"Ну, что еще хотите услышать? Поехали!"
Обобщил биографический материал Алексей Щёголев.