Исполнитель: Tribal Tech Альбом: Thick Год выпуска: 1999 Стиль: Fusion Формат: flac (image, cue, log) Битрейт: lossless Время звучания: 54:16 Размер файла: 329 mb ==================================== Tracklist: 01. Sheik of Encino (Tribal Tech) - 6:50 02. Party at Kinsey's (Tribal Tech) - 3:56 03. Jalapeno (Tribal Tech) - 5:42 04. Clinic Troll (Tribal Tech) - 3:43 05. Thick (Tribal Tech) - 11:15 06. You May Remember Me (Tribal Tech) - 4:45 07. Slick (Tribal Tech) - 5:14 08. Somewhat Later (Tribal Tech) - 2:46 09. What Has He Had? (Tribal Tech) - 6:52 ==================================== Members: Scott Henderson - Guitar Scott Kinsey – Keyboards Gary Willis - Bass Kirk Covington - Drums
========================================================== [spoyler=Scott Henderson is a benchmark in the jazz fusion guitar world] В течение последних 15 лет этот блестящий квартет, играющий в стиле фьюжн, возвышается как мощный дуб среди леса, заросшего smooth-джазом. Но, несмотря на восемь альбомов, имеющих успех, они почувствовали, что пришло время встряхнуться. Вместо того, чтобы полагаться на композиторские достижения, они решили рискнуть, и заперлись на два дня в одной из студий Лос-Анжелеса, чтобы записывать исключительно свои импровизации. Неудивительно, что это у них получилось. Каждый, кто видел их "вживую", поймет, почему. Вместе - Хендерсон, Керк Ковингтон, Скотт Кинси и Гари Уиллис служат примером всего хорошего, что существует в их постоянно подвергающемся нападкам жанре. Они обладают впечатляющей коллективной способностью незаметно перемещаться среди огромного разнообразия стилей, идей и перемен, что свойственно очень немногим современникам. Хотя эта запись появилась при постоянно изменяющихся обстоятельствах, альбом Thick оказался одной из наиболее успешных записей Tribal Tech. Взрывоопасная смесь джаз-фанк-рока, которую и ожидали слушатели, с длинными, темными и извилистыми пассажами, полными тайн. Это яркий пример того, что могут сделать музыканты, играющие в стиле фьюжн, когда их не ограничивают рамками маркетинга или радио.
Альбом Thick отметил первый всплеск активности Tribal Tech за два года. Все идет гладко после долгого отсутствия?
Альбом действительно хорошо продается, и я очень рад этому. С последним альбомом дела шли плохо, потому что Mesa/Bluemoon просто ничего не сделали для нас. Реклама и продвижение на рынке были полным провалом. Поэтому нам понадобилось два года, чтобы записать новый альбом. В США довольно трудно ездить на гастроли, не имея нового альбома. В Европе мы можем продолжать работать и без него.
Почему запись нового альбома является необходимым условием для гастролей в США?
Большой частью любых гастролей здесь является реклама и наличие альбома в продаже. Компании звукозаписи стараются заставить магазины взять на себя половину затрат по рекламе выступлений, потому что они продают как место для выступления, так и записи. Если реклама сделана правильно, это действительно приносит прибыль артисту. Благодаря рекламе люди приходят на выступление, и, если оно им нравится, они идут в магазин и покупают записи. Если у вас нет нового альбома, который надо раскручивать, и лейбла, гласящего: "Мы будем делать это, мы будем делать то, мы будем делать рекламу", владелец клуба подумает: "Если они не собираются вкладывать деньги в то, чтобы это выступление состоялось, зачем это нужно мне?" Затем они разместят небольшой анонс в бесплатной газете, и на выступление придут те, кто о нас случайно услышит - хотя мы к этому привыкли (смеется). Известность понаслышке стала для нас образом жизни, потому что мы не часто звучим по радио. В Европе ситуация с такой музыкой обстоит намного лучше, чем в Штатах, к сожалению.
У вас есть какое-то объяснение этому?
В этом виноваты СМИ - они не предоставляют прогрессивной (за неимением лучшего слова) музыке равного количества времени в эфире. Нельзя сказать, что я ненавижу Kenny G или других музыкантов, играющих smooth-джаз. Я ненавижу СМИ, потому что они предоставляют этим ребятам весь эфир, а таким, как мы, делающим более прогрессивную музыку, ничего не достается. Но, как я уже сказал, в Европе все совершенно иначе.
Tribal Tech звучит в эфире в Европе?
Да, невероятно, не так ли? (смеется). Мы действительно получаем время эфирного звучания в Европе. И это не просто радио какого-то колледжа, а коммерческие радиостанции. Когда я был там в пресс-туре для альбома Thick, я посетил множество радиостанций. Там нам действительно благоприятствуют. Наш лейбл Escapade собрал такое количество прессы, которое было бы просто неслыханным в США. Я поехал в Мадрид и дал за день 15 интервью для газет и радио. Это другая сцена. Они действительно ценят джаз. Удивительно видеть списки альбомов, которые крутят по радио, потому что там обязательно будет Джон Скофилд [John Scofield], Аллан Холдсворт [Allan Holdsworth], Джон МакЛафлин [John McLaughlin], а также традиционный джаз от Майлза [Miles Davis], Чарли Паркера [Charlie Parker] и т.д. Они также передают действительно сумасшедшую прогрессивную музыку, созданную под влиянием наркотиков.
Удивительно, что американское радио и компании звукозаписи обвиняют слушателей в наличии такого контраста. Вы постоянно слышите громкие обманчивые фразы типа "Аудитория здесь не понимает такую музыку". Они снимают с себя всякую ответственность за состояние популярной музыки.
Сомневаюсь, что те люди, которых я вижу на концертах Tribal Tech, слушают радио топ-40. Но я уверен, что если бы им было что слушать по радио, они бы это делали. Я уверен, что некоторые радиостанции колледжей передают хорошую музыку, но их довольно трудно поймать на обычном приемнике. У меня теперь даже нет радио. В Лос-Анжелесе у вас есть выбор слушать в эфире традиционный джаз - в основном с вокалом - или молодых ребят, играющих smooth-джаз. Из этого вам приходится выбирать. Вы не услышите Tribal Tech по радио в Лос-Анжелесе, это я вам гарантирую.
Как Вы думаете, что нужно для того, чтобы что-то изменить в программе коммерческих радиостанций?
Нужен кто-то с большими деньгами. Все упирается в деньги. Кто-то должен буквально быть владельцем радиостанции и делать все сам - как человек, который в один прекрасный день заявляет: "Я открываю джазовый клуб, где будет самая разная хорошая музыка". Потом это продолжается пару месяцев, потому что он обнаруживает, что это не приносит никакого дохода, и клуб закрывается. Возможно, это и случится с радиостанцией. Такой человек должен хотеть вложить деньги не для того, чтобы получить прибыль, а просто, чтобы подарить людям хорошую музыку. В Соединенных Штатах я не представляю себе прибыльный бизнес, если вы передаете музыку, которую большинство не слушает. Хотя я точно знаю одно, и это очень важное открытие. Если ваши уши не открыты любой другой музыке помимо той, что вы слышите по радио, вы не пойдете на концерт, чтобы послушать эти группы. Вы никогда не узнаете о них. Музыка, которую мы слушаем, в основном является прогрессивной. Это приобретенный вкус. Я знаю, что, когда я впервые услышал джаз, он мне не понравился. Нужно время, чтобы уши к нему привыкли. А если они еще и закрыты, то это вряд ли случится.
Джо Завинул [Joe Zawinul] сказал в интервью для Иннервьюз [Innerviews],что если смотреть в более широкой культурной перспективе, Америка - это спираль, направленная вниз. Вы согласны с этим?
В этой стране по телевидению скорее покажут, как кому-то отрубают голову, чем выставят обнаженную грудь. О чем это говорит? Это просто нелепо. Так что, слава Богу, есть Европа, и, слава Богу, мы можем ездить туда и давать концерты, потому что, если бы нам пришлось играть только здесь, мы оказались бы в ужасном положении (смеется).
Хотя Thick и звучит по-новому, я все же чувствую вибрацию фьюжн старой школы. Как Вы объясните это ощущение?
Это здорово. Для меня это не проблема. Мы делаем то, что мы делаем, и не пытаемся как-то это классифицировать. Мы просто позволяем музыке самой говорить за себя. Мы даже это не обсуждаем. Мы обсуждаем кино (смеется). Мы просто играем, и то, что выходит - то и выходит. Возможно, это из-за того, что мы все подвержены различным влияниям. Поэтому, когда мы играем вместе - и особенно когда мы устраиваем джем-сейшн - можно услышать всего понемножку. На Кинси оказывают влияние многие, в том числе Завинул и Херби Хэнкок [Herbie Hancock]. На Уиллиса когда-то очень повлияли музыканты от Джако [Jaco] до Рокко Престиа [Rocco Prestia]. На меня больше влияет Джонни Уинтер [Johnny Winter] (смеется). Не знаю, где мое место на этой картинке.
Почему группа решила записать полностью импровизационный альбом Thick?
Мы записывали так много одинаковых альбомов год за годом, и мне это стало надоедать. Обычно это было так: я сидел дома и писал свои четыре мелодии, и Уиллис сидел дома и писал свои четыре мелодии, потом мы собирались, репетировали, выступали пару месяцев, шли на студию, записывались, делали наложение записей, сведение и мастеринг, и к тому времени, как все заканчивалось, уже не было желания слушать все это снова. Я подумал, что было бы неплохо изменить подход и рассматривать альбом как выступление, в котором мы большей частью импровизируем. После того, как мы занимались этим в течение долгого времени, мы имели хорошие шансы. И у нас получилось. Мы собрались в студии и сделали хороший джем-сейшн. Лично мне альбом кажется свежим. Это новое, органичное направление, которое выгодно показывает, как группа может взаимодействовать в музыкальном плане, а не просто альбом, демонстрирующий сочинения кого-то одного.
Сравните джем-сейшн в студийной обстановке с импровизацией на сцене перед толпой.
В студии спокойнее, но мы обычно приглашаем людей послушать нас. Мы приглашаем друзей и стараемся сделать "живое" выступление. Мы делаем из этого вечеринку. Когда вы играете джем с другими людьми, главное - быть гибким и открытым всему, что происходит вокруг. Поэтому, если сочинение принимает новый оборот, отличный от того, что вы ожидали, и он лучше того, что был у вас в голове, вам приходится плыть по течению, отдаваясь тому, что лучше. А когда четыре парня, работающих на одной странице, знают, что хорошо, а что плохо, что лучше, а что хуже, их джем может звучать как сочинение.
Думаю, в этот момент вы легко угадываете мысли друг друга.
Это один из плюсов игры в одном и том же составе в течение нескольких лет. Я смотрю на других гитаристов, меняющих состав группы при записи каждого альбома, и немного завидую им, потому что я всегда немного хотел этого. Они записывают один альбом с духовыми инструментами, другой с перкуссией, третий с гитарой, басами и ударными. Каждый новый альбом отличается от предыдущих, тогда как в случае с Tribal Tech мы сохраняем то же самое альбом за альбомом. Может быть, это не так разнообразно, зато действительно помогает узнать друг друга.
Однако заметен значительный прогресс. Thick совершенно не похож на первый альбом Tribal Tech.
Конечно же! (смеется). Первый альбом Tribal Tech звучит для меня очень чопорно, принужденно, потому что я вышел из групп Жан-Люка Понти [Jean-Luc Ponty] и Чика Кориа [Chick Corea], где музыка очень хорошо структурирована. Кроме того, у меня не было группы, которая бы все время гастролировала. У меня была студийная группа в городе, мы репетировали музыку, сколько могли, и потом играли ее, когда она была выучена. В результате получалась очень хорошо структурированная вещь. Потом я отошел от этого, особенно когда присоединился к группе Джо (Завинула) и понял, что можно играть свободно, и в то же время хорошо.
У Вас были колебания, когда вы арендовали дорогое студийное время, не имея заранее написанного материала, от которого можно было бы отталкиваться?
Мы завершили работу за два дня. Мы профессионалы (смеется). Конечно, мы боялись потратить деньги впустую. У нас уже была одна попытка за два месяца до записи Thick, и получилось ужасно - просто катастрофа. Это был полный провал. Мы поняли, почему мы провалились, и готовы были растерзать себя за собственную глупость. Проблема была в том, что ударные были установлены вне главной комнаты. Хотя это была новая концепция, мы подошли к записи так, как это делали всегда. Клавиши стояли в комнате с ударными, а я и Уиллис были в другой комнате. Потом мы поняли, что это глупо, и у нас ничего не выйдет. Поэтому при следующей попытке, когда мы все же записали альбом, все находились в главной комнате, кроме Керка, который был всего в полуметре от нас за стеклянной перегородкой. Казалось, что мы на сцене, и это сработало. Когда играешь, очень важен зрительный контакт и близость. Из этого и получается нужное звучание.
Расскажите, пожалуйста, как Вы редактировали запись и делали наложение после того, как основная работа в студии была завершена?
На самом деле это не заняло много времени. Практически все композиции были записаны с первого раза. Четыре или пять из них не были использованы. Большая часть студийного времени была потрачена на отстройку звука. Так обычно и получается. Музыка создается очень быстро. Основная сложность - отстроить звук. На это уходит больше времени, чем на все остальное. Мы также тратим немало времени на сведение, так чтобы мы могли хорошо слышать друг друга. Непосредственно игра занимает столько времени, сколько она занимает. Это - наиболее легкая часть работы.
А что вы сделали после того, как записались?
Какое-то время мы обменивались ADAT-кассетами. Мы также собрались у меня дома после того, как записали музыку, слушали ее и разбирали. Это выглядело примерно так: "Вот этот кусок действительно не получился. Давайте уберем его. Вот здесь гитара что-то играет, но я могу предложить кое-что получше. Мне нравится часть мелодии, но я бы мог сделать кое-что поинтереснее." Мы "играли" с записью, кое-что добавили, кое-что убрали, кое-что заменили. Мы не спеша работали над ней две недели, обмениваясь ADAT-кассетами, пока не довели ее до нынешнего состояния. Это было очень интересно. Это было наложение одновременно с сочинением. Обычно при наложении вы просто стараетесь сыграть свою партию лучше,чем она записана. В данном случае, я мог играть все, что придет мне в голову. Было такое чувство, как будто рисуешь поверх музыки. Это превратило наложение записи в увлекательное занятие.
Вы не жалеете о том, что группа не пришла к этому раньше?
Не думаю, что мы могли сделать это раньше, потому что у нас не было уверенности. Мы много выступали вместе, но начали делать джем-сейшн буквально "из ничего" только три или четыре года назад. Мы не всегда делаем это на сцене, потому что встречаются залы с акустикой, как во дворце. Джем-сейшн можно устраивать только при отличном звуке. Можно импровизировать только при условии, что хорошо слышишь тех, с кем играешь. Поэтому в маленькой тесной комнатке, где звук действительно великолепный, приходит вдохновение для джема.
То, что получилось, было результатом относительно демократичного процесса?
Процесс был более-менее демократичен между мной, Скоттом и Уиллисом. После первоначальных джемов Керк уже не принимал в этом активного участия. Он как бы выпал из общего круга. Именно поэтому мы написали на диске "Керк Ковингтон: только ударные" (смеется). Остальное решали мы. То, что он играл на основных треках, получилось действительно здорово. Хотя часть из того, что мы записали, нам не нравилась, и мы хотели ее редактировать, дорожка ударных была достойна великих сочинений.
У Вас сейчас меньше потребность выделяться в качестве солиста?
Пожалуй, да. Теперь меня больше интересует создание музыки в группе, чем гитара как таковая. Мне всегда больше нравилось играть в команде. То, что мне никогда не удавалось, так это играть на соло-гитаре - изучать технику звукоизвлечения и углубляться в гитару подобно Мику Гудрику [Mick Goodrick], Джо Диорио [Joe Diorio], Теду Грину [Ted Greene] и другим. Я восхищаюсь ими, но сам никогда не делал этого. Конечно, я стараюсь совершенствоваться, но большая часть времени уходит на игру с другими музыкантами.
Как изменилось Ваше отношение к гитаре по сравнению с первыми днями существования Tribal Tech?
Теперь меня меньше волнует совершенство техники исполнения. Наверное, я вернулся к своим блюзовым корням. Если музыка хорошо звучит и пробуждает хорошие чувства - это более важно, чем все остальное. Когда мы только начинали с Tribal Tech, меня очень волновала техника исполнения.Сейчас меня это заботит меньше всего. Если и случается так, что я достигаю в этом совершенства - это просто удача.
Опишите ваши отношения в группе на данном этапе.
Они очень хорошие. Когда вы вместе так долго, вы становитесь как братья, хотя это также подразумевает, что вы больше ссоритесь (смеется). Мы знаем друг друга слишком хорошо. Мы знаем темные стороны друг друга, и знаем, как дергать за ниточки, чтобы доводить друг друга. Как бы там ни было, когда мы играем вместе или импровизируем, это только помогает. Иногда это похоже на чудо. Когда можешь сочинять музыку сходу - это замечательное чувство. Я счастлив, что принимаю участие в подобном создании музыки. Этим открытием я обязан Джо (Завинулу). Раньше я просто писал песни, которые были хорошо структурированы, а потом играл в них свои маленькие соло. Когда я начал играть с Джо, все, что мы делали, и вся музыка Weather Report была довольно свободной. Затем я довольно долго слушал Майлза - особенно его группу с Херби (Хэнкокком) и Тони (Уильямсом).
Вы начали по-настоящему слушать Майлза только когда стали работать с Джо?
Да, до этого я его очень мало слышал. Я все всегда делал наоборот. Я начал слушать Джимми Пейджа [Jimmy Page], Ричи Блэкмора [Richie Blackmore] и Джими Хендрикса [Jimi Hendrix] до того, как услышал Альберта Кинга [Albert King], Альберта Коллинза [Albert Collins] и Мадди Уотерза [Muddy Waters]. То же самое с джазом. Я слышал Чика Кориа, Джо Завинула и Херби Хэнкока, но не слышал Чарли Паркера. Поэтому я вернулся назад и послушал более ранние записи позже. Я стал настоящим фанатом бибопа, особенно группы Майлза с Уэйном Шортером [Wayne Shorter]. В результате, моя концепция стала более гибкой. Сегодня самое важное для меня - играть музыку, которую музыканты создают вместе. Именно этим стал для меня джаз. Джаз - это не просто превосходный музыкант, играющий соло. Я перевидал столько музыкантов - более всего гитаристов и саксофонистов - которые просто стоят и играют свои партии. Неважно, кто играет на ударных или бас-гитаре - они все равно будут играть одно и то же. Это меня утомляет. Я хочу слышать, как один музыкант реагирует на другого. Я хочу слышать, как один музыкант играет именно это, потому что другой сыграл именно то. Для меня это самое важное при создании музыки. Мы поняли это, когда стали экспериментировать с Tribal Tech, и у нас стало получаться, хотя и не сразу. Теперь мы стали старше, и уже так давно играем друг с другом, что у нас получается практически всегда.
------------------------------------
У Tribal Tech не было лейбла два года до записи альбома Thick. Насколько трудно вам было существовать с группой в США без него?
Нами никто не интересовался. Все, кому я звонил, вешали трубку: "Алло, говорит Скотт Хендерсон". Гудки! (смеется).
Разве Ваше имя ничего не говорило этим людям?
Не знаю. Казалось, некоторые из них знали, кто я такой, но когда я послал им Reality Check, Face First и Illicit - три последние записи Tribal Tech - никто не заинтересовался. Я знал некоторых артистов, записывавшихся у них, и большинство из них приносили больший доход, чем мы. Уверен, они считали, что мы не будем продаваться, и не пытались делать это. Хотя это неправда. Мы продаем довольно большое число альбомов для той музыки, которую мы играем. Но мне никогда не удавалось поговорить с этими звукозаписывающими компаниями. Обычно я посылал им CD, и они ничего мне не отвечали.
Это просто невероятно. Ведь Tribal Tech является одной из старейших групп в мире, играющих в стиле фьюжн.
Да. Мы играем вместе с Уиллисом с 1985 года. Первый альбом был записан в 86-м. Мы играем в настоящем составе из 4-х человек с 1990...
Очевидно, такая долговечность уже не играет никакой роли.
Думаю, нет. Хотя для наших фанатов это важно. У нас их до сих пор хватает, и за это надо быть благодарными.
В конце концов, лейбл Escapade увидел свет.
Да, Escapade это понравилось. Хоаким Бекер [Joachim Becker] - поклонник авангарда. Ему не нравится структурированная музыка. Когда он узнал, что мы хотим записать джем-сейшн, ему очень понравилась эта идея. Он слышал, как мы делали это на концерте, и на него это произвело впечатление. Он хотел, чтобы мы записали это органичное звучание. Потом Zebra дала лицензию. Они могут выпускать любую продукцию Escapade в США.
Что Вы думаете о smooth-джазе?
Это джаз для людей, которые не любят джаз. Я никогда не понимал, что общего он имеет с джазовым звучанием. Это инструментальный современный поп для взрослых. Они надевают на себя ярлык "джаз" только для того, чтобы получить незаслуженное признание. Я тоже не думаю, что он имеет что-то общее с джазом. В основном это музыка top-40, где вместо вокала звучит какой-нибудь саксофон. Мне как-то не по себе становится, когда люди называют это джазом только по той причине, что нет вокала. Думаю, что музыка Led Zeppelin больше походила на джаз, чем эта. Если вы послушаете Led Zeppelin "в живую", у них больше прав называться джазовой группой, чем все то, что вы слышите по радио top-40. Они импровизировали, сочиняли и делали джем. Мне кажется, они были первой фьюжн-группой.
Дела обстояли довольно плохо восемь или девять лет назад, когда бушевал гитарный рок. Однако с тех пор они ухудшились еще в несколько раз.
Да, кажется, что так. Может быть, в наше бурное время людей надо успокаивать. Это как насильственное успокоительное, которое люди получают через воздух.
Еще совсем недавно записи фьюжн-групп неплохо продавались, и их крутили по радио.
Думаю, Weather Report была последней группой, которой это удавалось. Я также думаю, что одной из причин этого было то, что они играли в тот период, когда люди больше курили марихуану и были расположены слушать. 60-70-е годы стали временем перемен в музыке. Появилось очень много нового. Люди были более восприимчивы к тому, что они слушают. Сейчас музыка стала более корпоративной. Я просто экс-хиппи. Я вырос во времена Led Zeppelin, Deep Purple и Jimi Hendrix. Именно эту музыку я слушал, когда учился в школе в 1972 году. Как оказалось, эта музыка никуда не годится. Если бы эти группы появились сегодня, сомневаюсь, что они бы пробились. Тем, кто играет некорпоративную музыку, сейчас приходится преодолевать намного больше препятствий, чем в то время.
Какой образ жизни позволяет Вам Ваша музыкальная карьера?
Я не богат, но у меня записано немало композиций. Сейчас я получаю деньги за тиражи. И если я не на гастролях с Tribal Tech, я гастролирую с моим трио. В прошлом году мы гастролировали пять месяцев. В этом году, наверное, шесть. Не могу пожаловаться. У меня очень много работы. Я также преподаю в гитарном колледже два раза в неделю, когда я в городе. Это позволяет мне быть в форме. Иногда я могу играть целый день. Я провожу открытые мастер-классы, куда студенты могут свободно прийти, сыграть свои композиции и задать мне вопросы. Это происходит один на один, хотя в комнате находятся другие люди. Здорово, когда студенты могут играть перед другими людьми и слышать критику. В моей юности не было подобных гитарных колледжей. Я учился играть, слушая записи. Думаю, я бы достиг успехов намного быстрее, если бы знал, что я делаю.
-----------------------------------------
Дредлокс (тип прически)...
Это - мое благословение или мое проклятие. На обложке "Tore Down House " я именно с этой прической, и один журнал наградил меня премией "За самую худшую прическу". Это был настоящий музыкальный журнал, не помню, который. Его вывесили в колледже, где я преподаю, на доску объявлений. Мне это понравилось. Я этим гордился (смеется). Я отпустил волосы, и теперь они достают мне до ягодиц. Просто я решился на этот смелый поступок. Просто у меня так растут волосы. Я ничего общего с этим не имею. Я давно не слушал Боба Марли. Я ничего не знаю об этой культуре. Я не торговец марихуаной. Просто у меня такая прическа, и все (смеется). Anil Prasad. Перевод Инны Померанец.